ГлавнаяПубликацииСтатьиРазмышления на тему книги Кристофера Билей «Отцы церкви о пасторском служении»

Размышления на тему книги Кристофера Билей «Отцы церкви о пасторском служении»

Размышления на тему книги Кристофера Билей «Отцы церкви о пасторском служении»

Книга написана известным ученым в области патристики и раскрывает ключевые принципы церковного служения, которым учили великие пасторы и богословы ранней церкви.

В течение многих веков представители всех церковных традиций – православной, католической и протестантской – обращались к классическим работам Отцов церкви по пасторскому служению, ища там вдохновение и руководство. Кристофер Билей приводит мудрые пасторские советы христианских руководителей, обращенные к другим служителям и кандидатам на служение.

В книге Малахии 4:6 читаем: «И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием». Что говорит нам о важности сохранения связи между поколениями. Есть такая пословица: «Если б молодость знала, если б старость могла!» Если сохранить связь поколений, то тогда молодость будет знать через старость, и старость будет мочь в молодости. Нарушение этой связи несет проклятие пустой траты времени и сил. Книга Билея дает возможность узнать практические вещи праотцев пасторского служения и через них на многое посмотреть по-другому в современном христианстве. В рамках данной статьи нет смысла и возможности давать комментарии на всю книгу, лучше ее прочитать, особенно пастырям, но некоторые актуальные моменты для нашего времени хочется упомянуть.

Так, например слова Августина о пасторском, епископском служении: «Кого называют епископом, но кто не таков? Тот, кто любит свое положение больше, чем благополучие и спасение Божьего стада – кто на вершине служения «ищет своего, а не того, что угодно Иисусу Христу». Его называют епископом, но он не епископ. Это пустое слово…» В десятку! Как модно сегодня называться пастором, так же как когда-то быть пророком или «сосудом». Это уважительный титул, но если кто-то скажет: «я евангелист» или «учитель» - многим не понятно, что делать и как к этим людям относиться. Я уже не говорю о тех, кто просто пользуются привилегиями этого титула, никак не заботясь об обязанностях своего служения. И это происходит даже не потому, что они такие негодяи – нет! – некоторые просто не знают, что на самом деле они ДОЛЖНЫ делать. Такое служение осуществляется казуистически – какой случай куда повернул, тот и получил пасторское попечение. К счастью не все так делают, и те, кто так служит, просто искренне заблуждаются по части своих обязанностей, и это ободряет.

Далее для нас учителей: «Христос – не только единственный истинный пастырь, он также единственный настоящий учитель всех христиан». Августин говорит своей общине: «Ваша любовь знает, что мы имеем лишь одного учителя, и что все мы ученики под Ним. Мы, епископы, не ваши учителя только лишь потому, что говорим к вам с более высокого места, но учитель всем нам Тот, Кто живет во всех нас». Это продолжает сказанную ранее мысль о том, что пастырствуем мы теми дарами благодати, которые даны Христом церкви. И кто учит, тот более всех, должен хранить себя от гордости «всезнания», потому что «знания надмевают» (1 Кор. 8:1), а помнить, что только истинное соединение со Христом дает и правильные знания и правильный мотив – любовь и служение тем, для кого поставлены.

«Пасторское служение Божьему народу – это, прежде всего, забота о душах. Духовность пастора – основание этого попечительства, что достигается и поддерживается через преображающее чтение Писания». Как часто сегодня, мне как учителю-богослову, приходится слышать от пастырей – «я не богослов!» Или в проповедях порицание тем, кто посвящает себя богословию или приравнивание таковых к фарисеям. Мы не можем рассчитывать на истинное пасторское попечение, если пастор не богослов! Изучать Писание – это его прямая обязанность и основной инструмент в служении. Правильно понимать и доносить пастве Слово с возможностью практического применения в повседневной жизни – вот истинная цель пасторского служения, равно как и учительского. Если нет, то тогда, какие же я могу давать советы пастве? Куда их вести? Рассказывать мечты своего сердца? Так поступать должно быть страшно – за это приходит Божье порицание. К тому же хочу сказать, что фарисеями лучше называть не тех, кто изучают Писание, а тех, кто научают паству одному, поступают совершенно противоположно.

Григорий Великий предостерегает христиан от наивных представлений, что учить христиан – легкое занятие: «Духовные наставники должны остерегаться не только неправильных слов, но и правильных, когда они слишком часто повторяются или искажаются безвкусицей. Сила сказанного часто теряется, когда она ослаблена в сердцах слушающих, из-за того, что речь была тороплива или небрежна». Здесь без комментариев, достаточно вспомнить проповеди «модных» проповедников наполненные сленгом или непристойными словами. Григорий продолжает: «Священник – это глашатай, и повсюду, куда бы он ни пошел, он возвещает приближение строгого Судьи. Поэтому если священник не знает, как проповедовать, то на что же похожа весть этого молчаливого глашатая?» Как печально, когда пастору не о чем проповедовать – его источник иссяк – на что же похожа такая проповедь?

И последнее, о чем хочется сказать нынешнему поколению, постоянно ищущему безотказных формул, правил, дающих положительный результат и таких, чтобы работали везде и всегда. Таковых нет! И Отцы Церкви давно это выяснили. Августин пишет: « Насущные нужды следует восполнить, малодушных нужно ободрить, слабых  поддержать. Должно опровергать противников евангелия и хранить его от коварных врагов. Надо наставлять дерзких, побуждать ленивых, проверять спорное. Гордых нужно одергивать, отчаянных – поднимать с колен, ссорящихся – примирять. Нуждающемуся нужно помочь, угнетенных – освобождать, добрым воздавать сполна и переносить злых. И всех любить. При всей этой обширной и разнообразной деятельности и выполнении столь разных обязанностей, прошу, окажите мне помощь молитвами и своим повиновением. Так я найду удовольствие не столько в ответе за вас, сколько в пользе за вас». Интересно, что одна из помощи в пасторском труде не только  молитва, но и повиновение. Здесь Августин честно делится   своими взглядами на церковное руководство, как и Апостол Павел со своими общинами. Григорий Великий подводит итог такими словами: «Речь учителя должна быть сообразна характеру его слушателей, чтобы стать ответом на нужду каждого в отдельности и при этом нисколько не стать меньше наставления всей паствы». Мы, учителя, должны понять, что мы не только излагаем тему, но и пасем Живым Словом души слушающих. Наше научение должно доставлять благодать слушающим.

«Подобно тому, как чтение Божьего слова должно совершатся каждый день, чтобы не позволить мирским порокам и терниям пустить корни в ваших сердцах и чтобы они не заглушили посеянного там семени, так и проповедь Божьего слова должна постоянно звучать для вас, чтобы вы не сказали, что не слышали, о чем, по моему заверению, я сказал» Блаженный Августин.

Да поможет всем нам Бог.

Людмила Ромащенко

Страницы, близкие по смыслу
© 2004—2018 Международный университет «Видение»
Все права защищены. При использовании материалов ссылка на источник обязательна!