ГлавнаяПубликацииСтатьиО науке и религии

О науке и религии

Мудрый Экклесиаст как-то написал:

«Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас» (1:10). Многие вопросы, которые нас озадачивают сейчас, звучали и раньше, равно как и ответы на них произносились и десятилетия назад. А если бы послушать авторитетных специалистов в области веры, науки и атеизма! Наверное, их аргументы наиболее весомые и интересные! Ну что ж, давайте предположим и спроецируем один из вероятных диспутов…

Где мог бы произойти подобный разговор? Может быть, в одном из городов Западной Европы, в которых нарком просвещения большевистской России Анатолий Васильевич Луначарский бывал по долгу службы? А возможно, и в Тарту, городе в Эстонии, который удостаивал своим присутствием лауреат Нобелевской премии по физике Макс Планк. Как бы то ни было, предположим, что встреча этих двух современников состоялась.

А.Луначарский: Приятно здесь встретить умного, образованного человека. М.Планк: Взаимно интересно пообщаться с интеллигентным собеседником.
А.Л. У нас, в Советской России, особенно ценят настоящих ученых, не заангажированных религиозными предрассудками.
М.П. А что Вы называете «религиозными предрассудками»?
А.Л. Ну веру в Бога, во Христа, в сборник религиозных мифов под названием Библия…
М.П. О! Давненько мне не встречался столь категоричный оппонент!
А.Л. Оппонент? Вы что, не согласны с моими утверждениями?
М.П. Конечно, Вы еще добавьте, что «религия – опиум для народа» и «продукт человеческого суеверия»!
А.Л. Разумеется, и я вам это докажу.
М.П. Интересно, какие аргументы Вы сможете привести.
А.Л. Дело в том, что первобытный ум, анализируя факт болезней, незримые причины которых нельзя постигнуть, и из факта, что человек становится мертвым, когда незримый дух, дуновение покидает его сделал умозаключение о двойственности мира. Первоначально было представление, что души, которые вышли из тела умершего, продолжают существовать; они могут являться во сне, принимать какие-то полупрозрачные, зримые формы, и они являются силой, которая может главным образом злотворно, но иногда и благотворно действовать рядом с живыми существами.
Если бы первобытный человек думал, что реальный мир движется в силу той энергии, которая в нем заложена и которая действует по совершенно определенному закону, то он мог бы побеждать эту материю, эту силу только при помощи знаний и техники. Он должен был бы изучить законы, которые господствуют в мире тел и сил, и должен был бы придумать телесные и силовые методы, которыми он мог бы вмешиваться в ход событий и направлять их согласно своей воле.
В настоящее время научно-техническая культура человечества к этому и пришла. Но дикарь представлял себе, что действие тел происходит не согласно их свойствам и не по каким-то заложенным в них законам, являющимся формулой их свойства и функций, а по воле духов, родственных ему, похожих на его собственные мысли, чувства и желания. Естественно поэтому, что в дикарском быту техника играет относительно второстепенную роль. При искалеченном, отравленном мифами, в корне неправильно выдуманном представлении о духах человек полагает, что все зависит от душ, похожих на его собственное создание, и имеет поэтому свои собственные меры воздействия на эти души: мольбу, убеждение, подарки и т. д. Молитвы и жертвы - это проявления магического восприятия мира…
М.П.: Позвольте, но многие научные открытия были сделаны именно после молитв! Всем известный Луи Пастер писал, что молится во время своих работ в лаборатории!
А.Л. (с недовольством): Если вы думаете, что в природе имеется какое-то огромное незримое ухо, могущее вас выслушать, какое-то огромное и незримое сознание, могущее откликнуться, то вы сможете молиться, вы сможете думать, что естественный ход событий будет чудесно изменен волей стоящего за ним духа, к которому вы обращаетесь, возглашая ваши прошения.
Для нас же, реалистов, остается смешным явление "воздымания рук" и "возвышения сердец" к природе, которая велика, могуча, неисчерпаема, но не человекоподобна, у которой человек может вырвать уступки только трудом, знанием и борьбой.
М.П.: Но это всего лишь допущение и Ваша недоказуемая фантазия. Как раз чем Выше уровень развития человека, тем яснее он понимает действие Божиих законов, действующих в природе, при этом не разделяя Творца и творение. Физическая наука требует принятия допущения о существовании реального и не зависящего от нас мира, который, однако, мы не в состоянии воспринимать непосредственно, но лишь через призму наших органов чувств и опосредованных ими измерений.
Огромные успехи естественнонаучного познания позволяют нам приблизиться к недостижимой цели - понимания того, как осуществляет управление природой правящий ею Всемогущий Творец.
Куда ни кинь взгляд, мы никогда не встретим противоречия между религией и естествознанием, а, напротив, обнаруживаем полное согласие как раз в решающих моментах. Религия и естествознание не исключают друг друга, как кое-кто ныне думает или опасается, а дополняют и обуславливают друг друга. Самым непосредственным доказательством совместимости религии и естествознания, даже при самом критическом взгляде на вещи, вероятно, является тот исторический факт, что глубокой религиозностью были проникнуты как раз самые великие естествоиспытатели всех времен — Кеплер, Ньютон, Лейбниц.
А.Л. :Но это буржуазные ученые, они – продукт классового общества…
М.П. смеется): Да? А как это? Как звучит второе начало термодинамики в советской науке? А ускорение свободного падения тел у вас не 9,8 метров в секунду в квадрате? Так вот смею вас заверить, что авторы этих открытий – Кельвин и Галиллей были глубоко верующими людьми…
Кстати, что-то не могу припомнить «светил науки» из Советской России. Вот разве что Иван Павлов…
А.Л.(оживленно): Ну вот видите, далеко не все ученые сосредоточены на «буржуазном Западе»!
М.П. Да, Павлов несомненно великий ученый, вот только насколько мне известно, он также глубоко верующий человек, не меньше, чем Ньютон и Галилей. А.Л.(с досадой): Ну это просто результат родительского воспитания и религиозного окружения!
М.П. Ну что ж, тогда родители превосходно повлияли на Павлова, дав дорогу в жизнь лауреату Нобелевской премии в области физиологии и медицины!
А.Л. А вообще, то, что сейчас и в прошлом многие ученые были верующими – всего лишь продукт религиозного воспитания. И мы, реалисты, обязаны именно отнимать от таких идеалистов веру в этот потусторонний мир, потому что мы знаем, что это обман, ошибочное представление, самоутешение, возникшее в века варварства; потому что мы твердо понимаем, что на самом деле никаких надежд нет, а на этих надеждах, спекулируя на них, устанавливают свое право на эксплуатацию "господа мира сего". По мере того, как наука будет развенчивать религиозные стереотипы, количество ученых-атеистов будет возрастать!
М.П. Ну имея в руках государственный аппарат и методы принуждения, вам в Советской России, возможно, и получится воспитать «безбожное поколение». Но будет ли это поколение действительной элитой, авангардом человечества, если изначально отвергнет то самое ценное в культуре, науке и искусстве, что возникло благодаря вере во всемогущего Бога?
А.Л.(возмущенно): Позвольте, мы уже сейчас далеко не в хвосте мирового прогресса и не собираемся уступать ограниченным и заангажированным церковникам!
М.П. Ну что ж, поживем, увидим, а пока науку продвигают те, кто способен склониться перед Богом. Позвольте мне, как деятелю науки, сказать, что религия и наука нисколько не исключают друг друга. Обе – религия и наука требуют для обоснования веры в Бога, но для первой (религии) Бог стоит в начале, а для второй (науки) – в конце всего мышления. Для религии Он представляет собой фундамент, а для науки – венец разработки миросозерцания. Вот так пока считают многие мои коллеги!

Библиография:

Религия и естествознание. Макс Планк. Доклад, прочитанный нобелевским лауреатом М.Планком в мае 1937 года в Дерптском (Тартуском) университете. Мах Planck. Religion und Naturwissenschaft. Vortrag gehalten im Baltikum (Mai 1937) von Dr. Max Planck. 2te unverand. Auflage. Joh. Ambrosius Barth Verl. Leipzig, 1938.

Сергей Головин Всемирный потоп. – Симферополь, 2008.

ДИСПУТ А. В. ЛУНАЧАРСКОГО С МИТРОПОЛИТОМ А. И. ВВЕДЕНСКИМ 21 СЕНТЯБРЯ 1925 ГОДА. Доступно из http://www.ateismy.net/content/polemika/odinnaodin/vvedenskluna.php
http://taina.aib.ru/biography/maks-plank.htm

Александр Шульга

Страницы, близкие по смыслу
© 2004—2018 Международный университет «Видение»
Все права защищены. При использовании материалов ссылка на источник обязательна!