ГлавнаяПубликацииСтатьиПравда откровений Твоих вечна (Пс.118:144)

Правда откровений Твоих вечна (Пс.118:144)

Правда откровений Твоих вечна (Пс.118:144)


Современная наука не признаёт существование Бога. И это не удивительно, так как она изучает только "объективную реальность". Выражаясь иными словами, наука признаёт лишь то, что можно видеть, слышать, осязать, обонять, копировать, фотографировать либо обнаружить с помощью каких-либо технических устройств если не сейчас, то в будущем, на основе совершенствования средств наблюдения и эксперимента. Но Иисус учил, что Бог есть дух. Современная же наука не располагает аппаратурой, с помощью которой исследователь был бы в состоянии обнаружить какую-либо духовную сущность и изобретение таких средств наблюдения не предвидится в ближайшем будущем. Становится понятным, что Бога не удастся рассмотреть в микроскоп или в телескоп, Его существование невозможно доказать путём проведения специальных экспериментов в сверхсекретных и ультрасовременных лабораториях, оборудованных самой прецизионной аппаратурой. И более того, Бога нельзя вычислить по формуле, путём создания различных математических моделей.

Почему же? Слишком различны природы Бога и человека. Слишком широка и глубока пропасть, разделяющая их мировоззрение и интеллект. В своем Слове Бог постоянно противопоставляет Себя человеку.

В книге Чисел 23:19 Бог говорит, что Он не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. В 1 Царств Бог говорит Самуилу, что Он даже смотрит на мир, в том числе и на самого человека, не так как сам человек: "Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце".

Бог постоянно подчеркивает огромное различие Своей сущности и сущности человека, однако наилучшее словесное выражение это различие приобретает в обращении Бога к человечеству через пророка Исайю: "Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших" (55:9).

Бог, чтобы наглядно продемонстрировать разницу между Своим мировоззрением и человеческим, прибегает к сравнению "как небо выше земли". На первый взгляд можно сказать, что это просто поэтический образ, метафора. Но действительно ли это так?

Человек среднего роста не может занять при всём своём старании пространство, объёмом более трёх кубических метров. Бог же напротив, вездесущ. Это значит, что Он присутствует одновременно во всей вселенной, вернее, в каждой наименьшей частичке вселенной без исключения. Он не ограничен пространством.

Более того, человеческая жизнь имеет начало и конец. Человек рождается и умирает. Бог вечен. Он никогда не появлялся и никогда не исчезнет. Человек живёт одним мгновением. "Жизнь – это миг между прошлым и будущим", – поётся в песне. Для человека так оно и есть. Он не может жить одновременно в нескольких временных отрезках. То, что уже было – находится  в прошлом, а то, что будет – находится в будущем. Между ними – краткий миг, в котором живёт человек. Бог же присутствует не только в каждой мельчайшей частичке Вселенной, но и в каждом мгновении времени, которое протекает во Вселенной. Апостол Пётр пишет, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Это означает, что Бог присутствует в каждом мгновении тысячелетия одновременно. Фраза Павла "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же" не означает, что Христос существовал вчера, существует сегодня и будет существовать завтра при этом не претерпевая изменений. Это изречение Павла значит, что тот же самый Христос присутствует вчера, сегодня и в каждом мгновении вечности одновременно.

А теперь вернёмся к фразе "как небо выше земли". Так какова же высота неба? Человечество всегда стремилось к нему. Сначала его представители изготавливали искусственные крылья, затем надували горячим воздухом шары, позже изобретали самолёты, а немного позже сконструировали космические корабли. Но они так и не смогли измерить высоту неба. Более того, самые современные телескопы, проникающие во вселенную на миллионы световых лет, не смогли обнаружить её край. Вселенная бесконечна. И Бог с математической точностью применяет сравнение "как небо выше земли", тем самым, говоря человечеству, что насколько бесконечность больше трёх кубических метров, насколько вечность больше мгновения, настолько и Божье мировоззрение, Божья сущность выше человеческих.

Господь говорит о несопоставимости, несоизмеримости и несравнимости ментального и духовного уровня Бога и человека. Именно из-за этого непреодолимого различия человеку и необходимо откровение о Боге.

Только через откровение Бог передаёт какую-либо информацию о Себе людям. Прекрасный пример откровения можно найти в Евангелие от Матфея (16:17). В общем, откровение можно охарактеризовать как передачу Богом какой-либо истины о Себе Своему творению сверхъестественным путём. Важно заметить также, что это является именно откровением, а не обнаружением или наблюдением. Именно Сам Бог делает Себя известным.

Божье откровение происходит по-разному. Иногда Бог раскрывает какие-то особые истины о Себе через творение и окружающий мир, то есть через природу. По мнению Павла, мир устроен таким образом, что даже язычники не могут не заметить существование Творца, так как невидимое Его величие видно через видимые Его творения (Рим.1:20). И действительно, в современном мире многие исследователи, если не считать воинствующих ученых-атеистов, в ходе многолетних научных исследований каких-либо проблем естествознания приходят к выводу о существовании абсолютного разума или Творца. Бог открывается в природе в двух аспектах: как Творец и как Вседержитель. Он одновременно выступает причиной возникновения мироздания и причиной его функционирования. Псалом 18:2 подтверждает предположение о том, что творение красноречиво свидетельствует о Творце.

Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.

Второй путь откровения – через историю. За несколько тысяч лет развития человеческого общества произошло много событий. Основание Иерихона, строительство первой пирамиды фараона Джосера, расцвет Критской культуры, строительство храма в Иерусалиме, первые Олимпийские игры в Греции и т.д. Но наблюдать руку Господа в них труднее, чем в естествознании, потому что исторические события можно трактовать по-разному. Поэтому очень трудно разглядеть в исторических документах, записанных с субъективной точки зрения наблюдателя, как Бог продвигается к Своей цели через какие-либо события. Тем не менее, лучшим откровением Бога через историю считается история еврейского народа.

Народ, который был несколько поколений рабами в Египте, испытывая сильные притеснения, выжил и вышел из этого рабства. Причём вышел без нарушения общественного порядка, революций и гражданской войны. Этот народ, не умевший делать ничего кроме кирпичей и не имевший воинских навыков, не знавший ни военной стратегии, ни тактики ведения боя, побеждает несколько лучших армий того времени. Более того, этот народ занимает самые плодородные земли и строит государство, которое, при царе Соломоне, своим могуществом и богатством затмило все остальные.

Третий способ осуществления общего откровения – это откровение Бога через сущность человека. Человек является частью Божьего творения, а, как уже известно, Бог открывается своему творению как Творец и Вседержитель, тем более, что Бог создал человека по образу и подобию Своему (Быт.1:27).

Но Бог проявляет Себя не только в разумной природе человеческих существ, но и в их нравственной природе. В Послании к Римлянам 2:14-15 Павел пишет о том, что даже у язычников Божий закон записан в сердцах.

Именно этот закон Божий, записанный в сердцах, другими словами называется совестью. Наличие у человека совести признается всеми и этот факт нельзя отрицать. Совесть можно определить как подсознательное знание человека, правильно ли он что-либо делает. То есть это внутренний самоконтроль поступков человека с точки зрения нравственности. Апостол Павел, живший во времена, когда вся Римская империя не только была окружена, но и в своём большинстве населена язычниками, подтверждает этот тезис в Послании к Римлянам 2:14-15.

Но после грехопадения люди потеряли отношения с Богом, и сам человек был не в состоянии восстановить их, спастись своими собственными силами. Общих же откровений явно недостаточно, чтобы человеку примириться с Богом, спастись и восстановить отношения с Ним. Для этого необходимо особое откровение. Бог раскрывает Его конкретным людям в определенные времена и в определенных местах, и дает возможность этим людям вступить с Ним в искупительные отношения.

Передача особого откровения происходит несколькими различными способами и среди этих способов в Писании перечисляются жребий, урим и туммим, сновидения, видения, пророки, ангелы и другие. Но нельзя не согласиться, что все, что известно о жизни Иисуса Христа, о Его воле и характере известно только из Библии. Поэтому Библия занимает исключительное положение среди других видов особого откровения.

И действительно, откуда мы знаем, как Бог всё сотворил? Из Библии. Откуда нам известно, что в неделе должно быть именно семь дней, а не девять или пять? Из Библии. Откуда мы знаем, что семья – это союз мужчины и женщины, а не двух мужчин, или не двух женщин? Из Библии.

И не только это. Пожалуй, самое главное откровение, которое Бог даёт о Себе, это то, что Иисус Христос, будучи Богом, принимает плоть от Девы, и становится человеком, соединяя в Себе несопоставимое, несоединимое и несоизмеримое по своей природе. Он, будучи Богом, приняв человеческую сущность, соединяет в Себе безграничность Бога и крайнюю ограниченность человека, Божью вечность и человеческое мгновение, всемогущество Бога и немощность человека. В Себе Он соединил божественную и человеческую сущности. Именно благодаря этому Он смог принести голгофскую жертву, так как, не став человеком, Он не смог бы пролить кровь и умереть за искупление многих.

Только через Библию Христос открывается как Искупитель, и как Тот, Кто, соединив в себе божественную и человеческую природу, стал посредником меду Богом и человеком, являющимся соединительным путём над той непреодолимой пропастью, которая лежала между ними. Сам Иисус подтверждает это Своими словами: "Я есмь путь и истина и жизнь, никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6).

Именно через Писание мы узнаём, в чем состоит Божий замысел спасения и то, что воля Бога – чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим.2:4). Ведь Библия – это не только запись откровений, но и личное откровение.

Олег Васильев

Страницы, близкие по смыслу
© 2004—2018 Международный университет «Видение»
Все права защищены. При использовании материалов ссылка на источник обязательна!