ГлавнаяПубликацииСтатьиЕдинство и объединение

Единство и объединение

Одна из наиболее известных молитв Христа звучит: «...да будут все едино». По сей день, многие богословы утверждают, что это единственная из произнесенных Христом молитв, которая осталась неотвеченной. При этом мы можем наблюдать, как множество верующих сегодня молится о всеобщем единстве христиан, то и дело, проводятся конференции, посвященные вопросам единства церквей, много разговоров и споров вокруг экумении.

В то же самое время, создается впечатление, что все это не приводит к каким-то ощутимым изменениям. Часто слышны упреки со стороны неверующих по поводу разделений в христианстве. Церкви, которые враждуют межу собой, также не являются большой редкостью. Иногда доносятся слухи о больших и малых церковных расколах то в том, то в ином городе; многие церковные общины появились именно в результате этого. Да и сам факт наличия множества конференций по вопросам христианского единства, видимо, свидетельствует о том, что в данном вопросе дела обстоят не так, как хотелось бы. С другой стороны, мы видим вокруг множество христианских объединений, союзов, деноминаций и т.п. Являются ли такие объединения верующих тем единством, о котором молился Христос? И да, и нет.

В чем же различие? Прежде всего, в том, что единство органично, естественно. Объединение же – искусственно (это не значит, что оно противоестественно). Единство – это кровное родство, объединение – это договор, соглашение. Единство порождает братьев, объединение – коллег. Единство подразумевает живой организм, объединение же, скорее, сборно-разборную конструкцию, некую организацию. Объединение и единство схожи между собой, но не всегда выглядят одинаково. Объединение относится, прежде всего, к внешним, видимым вещам. Это – как одинаковая форма на спортсменах одной команды. Но не форма, на самом деле, делает команду командой. Все мы понимаем, что для этого необходимо нечто большее. Это согласованность усилий, ощущение партнера, одна мечта. Именно одна, одна на всех, а не одинаковые.

Форвард и голкипер сборной по футболу имеют одну мечту, одну цель – победу сборной. Это единство. Но если каждый из них имеет одинаковую мечту прославить себя в предстоящем матче, командной игры не получится. Если не ошибаюсь, один из тренеров (может, это был спортивный обозреватель) сказал после победы его команды над сильной командой соперников: «Мы противопоставили их “команде звезд” нашу “команду-звезду”». И именно одна мечта делает объединение игроков единой командой.

Итак, единство начинается с одной мечты. Когда Иисус молился о единстве, Он говорил: «...да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино»,- имея в виду единство между Ним и Отцом. Они, как никто другой, едины в своей мечте. Но единство между Ними – это не просто образец единства, к которому призваны мы. Это приглашение разделить мечту с Отцом, сыном и Духом Святым. Полностью отдаться этой мечте, как Бог во Христе продемонстрировал это.

Итак, единство – это посвящение, к не договор. Посвящение подразумевает отказ от своего, самоотречение, если угодно. Это не просто подчинение своей жизни единой цели с кем-то, но нечто большее. Посвящение подразумевает жить одной жизнью на всех – жизнью Христа. «Для меня жизнь - Христос...»,- писал апостол Павел, человек, очень хорошо понимавший сущность христианского единства. Если же этого нет, разделения могут происходить даже внутри объединений. Достаточно вспомнить самое великое разделение в истории человечества, известное, как «Вавилонское столпотворение». Оно начиналось, как объединение под девизом: «Сделаем СЕБЕ имя». Не бог стал инициатором этого разделения, оно уже жило в сердцах авторов упомянутого объединения: «...сделаем себе имя, прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли». Вавилонская башня была запланирована, как памятник разделению, еще до начала строительства. И она стала им.

Часто мы создаем христианские объединения под эгидой того или иного имени. Мне кажется, за этим нередко скрывается простое стремление показать свою отличительность, или, даже, превосходство, более глубокие откровения, более глубокое следование истине. И затем гордо заявить: «Я – харизмат (пятидесятник, баптист, православный, католик и т.п.), я не из той, другой деноминации». Отсюда и наше деление на «более» и «менее духовных, последовательных, верных». Отсюда и пренебрежительно-снисходительное отношение к представителям других церквей: «наверняка, кто-то и из них спасется, хоть они и не знают Бога так, как мы». Отсюда и другие беды – конкуренция противостояние между церквями «в битве за души». Помнится, эта битва должна происходить с царством тьмы, а не с братьями и сестрами из других церквей.

К таким печальным последствиям привело появление различных христианских объединений под тем или иным именем. И, почему-то, мне кажется, что попытка глобального объединения церквей, называйте это экуменией, если хотите, не даст ожидаемых результатов. В конце XVI века в Украине произошла попытка объединения православной и католической церквей. В результате этого объединения. вместо двух церквей появилось три (возникла Греко-католическая церковь). И всякие попытки объединения церквей «в одну деноминацию, в один вселенский союз», скорее всего просто приведут к появлению очередной деноминации.

Но мы призваны не к объединению, а к единству. Настало время (уже давно, как настало) оставить в стороне свои имена и титулы, снять значки с гербами деноминаций и церквей, забыть на время идею «одного церковного союза» и вверить себя Богу. Отложить свое «превосходство», мысли о том, что «все должны стать, как мы» (иногда это и есть идея возникновения нового церковного союза) и принять Божью мечту, Его видение, Его желание. Настало время от всего сердца сказать: «Да будет воля Твоя!» Склониться перед Ним, ожидая Его слова, как это сделал Иисус в Гефсимании. Каждому из нас необходимо сделать этот шаг посвящения, не глядя косо на соседа: «А сделает ли он?..» Это – ключ к единству. Не так легко, но эффективно.

Этот шаг должен быть сделан не только на уровне лидеров церквей и деноминаций, но (и прежде всего) каждым, каждым, кто называет себя баптистом, харизматом, католиком, пятидесятником или православным и т.п. – в общем, каждым христианином. Мы будем удивлены, насколько благословенным окажется подобное действие для церкви. Наше понимание церкви изменится, мы увидим, что она намного величественнее и многограннее, чем мы представляли раньше. Каждый из нас обретет множество новых братьев и сестер из других деноминаций. Каждый обращенный будет наполнять наше сердце неземной радостью, потому, что мы перестанем наконец вести людей в свои деноминации, но начнем вести их ко Христу. Исчезнет масса поводов к разделению и противопоставлению одной церкви к другой. Лично мне это очень напоминает то единство, о котором молился Христос.

Вот только не знаю, приведут ли такие действия к появлению «вселенской деноминации». Да и нужна ли она нам?

Павел Валенчук

Страницы, близкие по смыслу
© 2004—2018 Международный университет «Видение»
Все права защищены. При использовании материалов ссылка на источник обязательна!